Во что поиграть с ребенком

04.02.2021

ПОДБОРКА РЕЧЕВЫХ ИГР: ИГРЫ В ВАННОЙ КОМНАТЕ, ИГРЫ В МАГАЗИНЕ, ИГРЫ В ГОСТИНОЙ, ИГРЫ НА КУХНЕ, ИГРЫ ПО ДОРОГЕ В ДЕТСКИЙ САД

Речевые игры на кухне (рекомендации родителям)

Все мы рано или поздно сталкиваемся с одной проблемой - как одновременно готовить обед и не оставлять ребенка без присмотра, не прибегая к помощи телевизора и других современных электрических сиделок. А какая иная деятельность, кроме готовки, собирает всех членов семьи вместе?

Время на кухне может стать уникальной возможностью провести несколько драгоценных часов с детьми перед тем, как все соберутся к ужину и разойдутся для домашних занятий, встреч с друзьями и тому подобного. Разумеется, если однажды кто-нибудь из взрослых освободиться пораньше, пригласите и его поиграть: чем больше участников, тем лучше, тем интереснее. Вы обнаружите, как легко и увлекательно занимать ребенка, пока вы собираете на стол. Можно провести массу игр и игровых упражнений.

Это могут быть игры, развивающие у детей речевое и слуховое внимание, фонематическое восприятие, обогащающие словарь детей эмоциональной лексикой. Предлагаем игры на развитие у детей речевого и слухового внимания, фонематического восприятия и обогащение словаря детей эмоциональной лексикой. Эти игры могут использовать родители в повседневной жизни.

«Давай искать на кухне слова»

Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? И пр.

«Угощаю»

«Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.

«Приготовим сок»

«Из яблок сок... (яблочный); из груш... (грушевый); из слив... (сливовый); из вишни... (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т.д.»

«Покупки»

Покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии, которых есть звук «Р». Сели ребёнок затрудняется ответить, предложите наводящие вопросы: Кар-р-р-тофель или капусту? Ар-р-р-буз или дыню? Пер-р-р-сики или бананы? Лук или огур-р-р-цы? Помидор-р-ры или баклажаны?

«Что для чего»

Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы. Хлеб - в хлебнице, сахар - в сахарнице, конфеты - в конфетнице, мыло - в мыльнице, перец - в перечнице, салат - в салатнице, суп - в супнице, соус - в соуснице и т. д.

«Необычный ужин»

Вместе с ребёнком попробуйте приготовить необычный ужин. В названии блюд должен быть звук «С». Что можно приготовить? Салат, сырники, морс, суп. Не путайте твёрдые и мягкие согласные звуки! И если ребёнок скажет «селёдка», то похвалите его, но интонацией дайте почувствовать разницу между звучанием твёрдого и мягкого звука. По этому же принципу придумайте меню с названием блюд, где встречаются другие звуки.

«Игры с крупой»

Предложите ребенку перебрать рис, гречку или даже пшено - тем самым малыш окажет вам посильную помощь, а заодно потренирует свои пальчики. Еще можно: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие и главное: развивает мелкую моторику. А развитие пальцев тесно связано с развитием речи ребёнка.

«Помощник»

Я крупу перебираю,

Мамочке помочь хочу.

Я с закрытыми глазами

Рис от гречки отличу.


«Бусинки-горошки»

Покатаю я в руках Бусинки, горошки. Станьте ловкими скорей, Пальчики, ладошки.

«Дорожка»

Я взяла горошка -

Выложить дорожку,

Чтобы бегали по ней Зайчик или кошка.

«Уборка»

Предложите ребёнку убрать или помыть посуду, в названии которой есть звук «Ч» - чашки, чайник, а затем со звуком «Л» - ложки, вилки, салатник и т. д.

«Угадай-ка»

Пусть ребёнок отвернётся, а вы помешайте ложкой в стакане, закройте крышкой кастрюлю и т.д. Предложите ребёнку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки.

«Игра с горошком»

Дома я одна скучала,

Горсть горошинок достала.

Прежде чем игру начать,

Надо пальчику сказать:

- Пальчик, пальчик, мой хороший,

Ты прижми к столу горошек,

Покрути и покатай

И другому передай.

«Орехи»

Научился два ореха

Между пальцами держать.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

«Волшебная скорлупа»

Не выбрасывайте скорлупу вареных яиц, она послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите скорлупу на кусочки, которые ребёнок мог бы легко брать пальчиками. Скорлупу можно раскрасить любыми доступными красителями. Сначала нанесите на картон тонкий слой пластилина, он будет фоном, а затем выкладывайте рисунок или узор из кусочков яичной скорлупы (или белую скорлупу на цветной пластилин).

Увлекательными могут быть игры с тестом

Тесто для этих игр нужно необычное, а солёное. Такое тесто после высыхания делается словно камень. Поделки из него хранятся очень долго, ими даже можно играть. Рецепт приготовления теста: 2 стакана муки,1 стакан соли, 1 стакан воды (ее можно подкрасить), 2 ст. ложки растительного масла - всё смешать, чуть подогреть, и получится мягкий комок. Лепите на здоровье!

А эти речевые упражнения вы можете предлагать ребенку везде: на прогулке, в магазине, по дороге в детский сад.

Упражнение № 1 «Повтори»

Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по два, затем по три в названном порядке:

Мак - бак - так

Ток - тук - так

Бык - бак - бок

Дам - дом - дым

Ком - дом - гном

Тыква - будка - буква

Моток - каток - поток

Очень полезны упражнения, где детям дают задания: воспроизвести слоговые сочетания. Это могут быть сочетания типа:

Па - па - па

То - та - ту

Ты - та - то

Па - ба

По - бо

Пу - бу

Упражнение №2

«Скажи»

Предложить ребенку повторить предложение от лица ежика с различной интонацией ( грусти, радости, Испуга, злости, удивления). Предложить повторить предложение типа «Мама пришла» с разными эмоциональными оттенками. Предложить составить небольшие рассказы с прилагательными, называющими различные эмоции. Упражнение

Упражнение №3 «Я скажу, а ты продолжи»

Предложить ребенку закончить начатое вами предложение ( с эмоциональными словами). Например: Радостный зайчик бежит по ... (дорожке). Грустный ослик гуляет по ...(полянке).

Упражнение №4 «Замени слово»

Вы произносите предложение, а ребенок заменяет повторяющееся слово словом-синонимом. Например: Грустные звуки грустной мелодии послышались вдали. (печальные).

Упражнение №5 «Скажи наоборот»

Хороший день - плохой день; Невкусный обед - вкусный обед; Неинтересный фильм - ...

Упражнение № 6 «Скажи ласково»

дом - домик; огурец - огурчик; вкусный - вкусненький; сухой - сухонький и другие. Все эти игры можно проводить с ребенком даже тогда, когда вы не можете отвернуться от плиты. Они не потребуют от вас много энергии и большой активности, но принесут огромную помощь ребенку.

Упражнение № 7 «Чайник закипел», «Шторм в стакане».

В ненавязчивой игровой форме проводятся интересные и полезные упражнения.

В стакан с водой вставьте трубочку для коктейлей. Сначала потихоньку

выдыхаем воздух в трубочку - чайник закипает, усиливаем выдох - он кипит,

еще усиливаем выдох- вода бурлит.

Играйте с удовольствием!
Источник: https://logoportal.ru/igryi-na-kuhne-rekomendatsii-roditelyam-po-razvitiyu-melkoy-motoriki-u-rebenka/.html

Речевые игры по дороге из детского сада, в детский сад

(рекомендации родителям)

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, например, по дороге домой или в детский сад. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре. Данные речевые игры способствуют развитию речи, обогащения словаря, внимания, воображения ребенка. С помощью таких игр ребенок научиться классифицировать, обобщать предметы. Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно.

«Я заметил»

«Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем, какие они. Вот почтовый ящик - он синий. Я заметил кошку - она пушистая. Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

Игра «Вместе веселей»
Добавь одно слово, которое подходит к двум словам.
Мама, сын (дочь) - что делают?
Летит, клюет - кто?
Дерево, цветы - что делают?
Сидит, стоит - кто?
Кошка, собака - что делают?
Льется, журчит - что?
Шумит, дует - что?
Дождь, снег - что делают?
Игра «Цепочка слов»Взрослый и ребенок по очереди называют любые слова
Например: кошка - автобус - сок - куст - танк - капуста - ...Игра «Веселый счет»Вокруг много одинаковых предметов. Какие ты можешь назвать? (дома, деревья, листья, лужи, сугробы, столбы, окна..)
Давай их посчитаем.
Один кирпичный дом, два кирпичных дома, три кирпичных дома, четыре кирпичных дома, пять кирпичных домов и т. д.
(Каждый день можно подобрать разные определения к одному слову. Например: кирпичный дом, высокий дом, красивый дом, многоэтажный дом, знакомый дом...)Игра «Подружи слова» (образование сложных слов)листья падают - листопад,
снег падает - снегопад,
вода падает - водопад,
сам летает - самолет,
пыль сосет - пылесос,
Игра «Все сделал» (образование глаголов совершенного вида). Скажи, как будто ты уже все сделал (сделала).
мыл - вымыл, вешает - повесил,
одевается - оделся, прячется - спрятался,
гладит - погладил, стирает - постирал
рисует - нарисовал, пишет - написал,
поливает - полил, ловит - поймал,
чинит - починил, красит - покрасил,
убирает - убрал, строит - построилИгра « Ты идешь, и я иду» (закрепление в речи глаголов с разными приставками)
Ты выходишь, и я выхожу,
ты обходишь и я обхожу и т. д.
(подходить, заходить, переходить...)
Можно по аналогии использовать глаголы ехать, лететь. Игра «А что, если...» (развитие связной речи и мыслительных процессов)
Взрослый начинает фразу, ребенок заканчивает.
А что произошло, если бы не было ни одной машины...
А что произошло, если бы не было птиц...
А что произошло, если бы не было конфет...
А что бы произошло, если бы было все вокруг твоим...
(И т. д. возможно придумать различные варианты).
Игра «Найди дерево» (выделение признаков деревьев: общая форма, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры)
Рассмотреть и научиться рассказывать о деревьях и кустарниках, которые встречаются по дороге в детский сад.Игра «Как можно...» (расширение и активизация словаря)Взрослый спрашивает: «Как можно играть?» Ребенок отвечает: «Весело, интересно, громко, дружно...»Другие вопросы:
- Как можно плакать? (Громко, тихо, жалобно, горько...)
- Как можно мыть посуду? (Хорошо, плохо, чисто, быстро...)
- Как можно пахнуть? (Приятно, вкусно, аппетитно, нежно...)
- Как можно быть одетым? (Аккуратно, небрежно, модно...)
- Как можно смотреть? (Ласково, зло, внимательно...)
Игра «Исправь предложение» (исправление смысловых ошибок в предложении)
Взрослый произносит неправильное предложение, а ребенок исправляет.
-Жук нашел Сашу. (Саша нашел жука.)
- Пол бежит по кошке.
- Наташа жила у ежика.
- Снежная баба лепит Ваню.
- Катя ужалила осу. И т. д.

«Волшебные очки»

«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»

«Доскажи словечко»

Взрослый начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: а) Ворона каркает, а воробей... (чирикает). Сова летает, а заяц... (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади... (жеребенок) и т.п; б) Медведь осенью засыпает, а весной... Пешеходы на красный свет стоят, а на зелёный... Мокрое бельё развешивают, а сухое... Вечером солнце заходит, а утром...

«Отгадай, кто это»

Взрослый произносит слова, а ребёнок отгадывает, к какому животному они подходят: Прыгает, грызёт, прячется? (заяц) Бодается, мычит, пасётся? Крадётся, царапается, мурлыкает? Шипит, извивается, ползает? Если справились, попробуйте поиграть наоборот. Пусть ребёнок говорит, что умеет делать животное, а вы попробуйте отгадать, кто это.

«Отгадай предмет по его частям»

Четыре ножки, спинка, сиденье. Корень ствол, ветки, листья. Носик, крышка, ручка, донышко. Корень, стебель, листья, лепестки.

«Упрямые слова»

Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т.д.». Задавайте ребенку вопросы и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях.

«Исправь ошибку»

Взрослый читает предложения, а ребёнок исправляет и говорит правильно. Конура залезла в собаку. Лужа перепрыгнула через меня. Стул залез под котёнка. На лягушку прыгнула трава. Кустик спрятался за ёжика.

Игра «Кто или что может это делать?»

Взрослый называет действие, а ребенок подбирает предметы. Например, слово - "идет", ребенок подбирает: девочка идет, мальчик идет, кошка идет, снег идет и т. д. Подберите слова к глаголам стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается, летает, плавает,...

Игра «Что на что похоже»

Ребенку предлагается подобрать похожие слова (сравнения). Белый снег похож на...(что?) Синий лед похож на...Густой туман похож на... Чистый дождь похож на...Блестящая на солнце паутина похожа на...День похож на...

«Перепутанница»

«Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться.

Слова: ба-со-ка (собака),

ло-во-сы (волосы),

ле-ко-со (колесо),

по-са-ги (сапоги).

«Отгадай предмет по названию его частей»

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик). Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево). Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля). Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль). Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом). Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет). Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо). Рукава, воротник, манжеты (рубашка). Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова). Пол, стены, потолок (комната). Подоконник, рама, стекло (окно).

«Отгадай, что это»

Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом. Например: Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи). Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие. Движется по дорогам, по воде, по воздуху.

«Назови лишнее слово»

Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее». - «Лишнее» слово среди имен существительных: кукла, песок, юла, ведерко, мяч; стол, шкаф, ковер, кресло, диван; пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа; слива, яблоко, помидор, абрикос, груша; волк, собака, рысь, лиса, заяц; лошадь, корова, олень, баран, свинья; роза, тюльпан, фасоль, василек, мак; зима, апрель, весна, осень, лето; мама, подруга, папа, сын, бабушка. - «Лишнее» слово среди имен прилагательных: грустный, печальный, унылый, глубокий; храбрый, звонкий, смелый, отважный; желтый, красный, сильный, зеленый; слабый, ломкий, долгий, хрупкий; крепкий, далекий, прочный, надежный; смелый, храбрый, отважный, злой, решительный; глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий. - «Лишнее» слово среди глаголов: думать, ехать, размышлять, соображать; бросился, слушал, ринулся, помчался; приехал, прибыл, убежал, прискакал; пришел, явился, смотрел; выбежал, вошел, вылетел, выскочил.

Итак, играть и заниматься с ребенком можно не только за столом дома, но и по пути в детский сад. Уважаемые родители, превратите дорогу в детский сад в игру познавательную, развивающую, интересную как для Вас, так и для вашего ребенка. Игру, которая поможет пробудить его речь и мысли.

Создано с помощью Webnode
Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать