ДЛЯ ВАС, ПЕДАГОГИ!

Особенности общения с родителями воспитанников

 Родительство - очень важная часть самореализации взрослого человека. А родителями дошкольников бывают люди самых разных возрастов. Поэтому педагогу важно знать возрастные особенности родителей, что поможет преодолеть трудности взаимодействия педагогов ДОУ с ними.

18-25 (поздняя юность)

   Психологической особенностью этого возраста является осознание собственной индивидуальности, неповторимости и непохожести на других. Равновесие внутреннего мира в эти годы нарушается необходимостью самоопределения: многие молодые родители учатся, решают проблему трудоустройства, находятся в поиске своего места в жизни. Они стремятся доказать себе и другим, что они уже способны к самостоятельным решениям и взрослой жизни. Это стремление надо своевременно поддержать. Если им в этом помогают взрослые (их родители, педагоги), то молодые люди научаются быстрее принимать самостоятельные решения.

Но нередко молодые люди поздно вступают на стезю собственной трудовой жизни, они долго остаются иждивенцами родителей. Чувство обладания благами, не заработанными самостоятельно, а полученные от родителей, может породить инфантилизм и иждивенчество, не возникает необходимости развивать у себя целеустремлённость и силу воли. Отсутствие этих качеств неблагополучно сказывается на родительской роли.

25-30 лет (ранняя зрелость)

Психологическая особенность - установление интимности, близких личных связей с другим человеком: поиск партнёра, заключение брака, создание семьи, рождение и воспитание ребёнка. Если человек потерпел неудачу в интимном общении, то у него может развиваться чувство изоляции, ощущение, что ни на кого в целом мире он не может положиться, кроме себя. Проблемы неполных семей могут быть связаны именно с трудностями решения жизненных задач в этом возрасте. Родитель, один воспитывающий ребёнка, может быть очень тревожным, беспокойным, неровным и непоследовательным в воспитании ребёнка, а также в общении с окружающими. Другая крайность - попустительство и безразличие к малышу из-за полной загруженности экономическими и бытовыми, личными проблемами, накопившихся усталости и отчаяния.

35-45 лет (средняя зрелость)

Это время переоценки целей и притязаний юности. В эти годы родители часто испытывают кризис середины жизни, который ощущается как внезапное осознание, что полжизни уже прожито, что достигнуто и что в действительности означает жизнь. В этот момент жизни человек начинает отдавать себе отчёт в том, что он не достиг целей, поставленных когда-то перед собой, и, вероятно, никогда их не достигнет (и даже если он их достиг, всё равно может испытывать разочарование). Кризис середины жизни определяется расхождением между мечтами и поставленными в молодости целями и действительностью. Поскольку мечты часто нереальны, оценка достигнутого может оказаться негативной.

Тогда человек склонен мрачно смотреть на жизнь и считать, что «уже» поздно что-либо менять и «уже не успеть». Внутренняя драма обязательно сказывается на отношении к близким, дети часто беззащитны перед неблагополучным родителем. Некоторые родители, в стремлении «успеть» и начать жизнь с нового листа, пробуют развестись и создать новую семью. В центре этого опять оказывается ребёнок, для которого развод по масштабам горя взрослого сравним разве что с началом войны, когда рушится мир.

Также возраст средней зрелости - самый продуктивный период жизни: люди поглощены работой. Но минусом может стать чрезмерная нагрузка на ребёнка, которого родители стремятся всему научить, развить, его готовят к той самой жизни, которой не удалось прожить самому, стремятся, чтобы ребёнок реализовал их собственные мечты, воплотил их в своей жизни. Потерпевший на этой стадии неудачу имеет тенденцию оказаться поглощённым только самим собой. Осознав и оценив реальное положение вещей, человек может благополучно преодолеть это время и с новыми планами вступает на следующую стадию своей жизни.

Весь период взрослости - это освоение социальных ролей - роли Матери и Отца. Достаточно хорошая мать - это мать, уделяющая ребёнку достаточно много внимания. Отцовское присутствие «на сцене», важно время от времени. Важнее не сколько он остаётся на сцене, а что делает в свой «выход». Поэтому занятость родителей часто оказывается ни при чём. Это отговорка, бессознательное желание переложить ответственность за воспитание ребёнка друг на друга, на детский сад, бабушку и т.д.

Поэтому задача ДОУ: вернуть родителей собственным семьям, научить их быть родителями своим детям.

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вам информацию по использованию методов и приемов технологии «Ровесничество» в практике Вашей профессиональной  профессиональной деятельности.

ИГРЫ

Игры, в которые играют дети со своими ровесниками, выбираются самими детьми, а не навязываются взрослыми. Выбирая игру для самого себя или для других детей, ребенок не только ее планирует, но и учитывает общие возможности, может согласовать свои ожидания с предпочтениями друзей.

Пять объединяющих игр, в которых дети приобретают навыки сотрудничества, внимания к другим, сопереживания

Большинство игр для детей подталкивают их к тому, что обязательно нужно победить, взять верх над другим человеком, быть первым и лучшим. Очень часто такой азарт приводит к разочарованиям, ведь дети еще не умею спокойно реагировать на неудачи и проигрыши. В процессе игр дети постепенно будут учиться у взрослого и ровесников «держать удар». Но также полезно показать детям, что есть в жизни такие дела, где не нужно соревноваться, а наоборот, нужно объединить усилия с другими, чтобы в результате получилось что-то хорошее.

ИГРА «ШТОРМ» Эта игра помогает детям почувствовать себя частью одного целого, сплотиться. Она вызывает то чувство спокойствия, как после шторма, когда все были в опасности, а ее удалось избежать. Дети собираются вместе. Все начинают потирать ладони, издавая звук, напоминающий начало дождя. Желательно, чтобы взрослый выступал в роли ведущего, а остальные за ним повторяли. Затем все щелкают пальцами, усиливая звук «дождя». Дальше все начинают хлопать ладонями по коленам, потом топать ногами по земле, демонстрируя гром. После этого шторм начинает стихать и дети должны повторить все действия в обратном порядке до полной тишины. Скажите, что буря стихла и похвалите детей за командную игру.

ИГРА «ЦЕНТР КРУГА» Дети становятся в большой круг. Каждый поднимает руку вверх, вытягивая указательный палец и закрывает глаза (желательно закрыть глаза детям повязками, чтобы никто не мухлевал). Дальше задача каждого игрока вытянуть эту же руку перед собой и подходить в центр круга, чтобы пальцы всех детей сошлись в одной точке. Игра продолжается до момента, пока это условие не будет выполнено. Ведущий (из детей) наблюдает, а затем дети снимают маски или открывают глаза.

ИГРА «НАЙДИ СХОДСТВО» Все дети должны поделиться на пары. Каждый участник в паре должен рассказать о себе другому что-то интересное, а тот должен задавать вопросы. Задача двоих - найти что-то общее между собой, и чем больше общего детям удастся выяснить, тем лучше. Затем пары делятся своими открытиями с остальными.

ИГРА «РАДУГА» Дети в уме загадывают любой цвет радуги, по команде все вместе выкрикивают его. У каждого ребенка загадан свой цвет, поэтому все выкрикивают невпопад. Затем опять дается команда и дети снова выкрикивают цвета, но цель игры - дойти до момента, когда все выкрикнут один цвет. А для этого детям необходимо прислушиваться друг к другу и подстраиваться под других, чтобы победила команда.

ИГРА «ПОДАРОК» ДЛЯ СПЛОЧЕНИЯ КОМАНДЫ Скажите детям, что ваша команда будет еще сильнее и дружнее, если каждый подарит друг другу виртуальный подарок. Ведущий первым начинает игру, сказав: «Я дарю вам смех и радость». Затем каждый ребенок виртуально дарит что-то тому, кто стоит с ним рядом (справа, слева). Это позволит каждому подумать о том, что он хочет отдать, подарить, сделать кому-то приятное.

ХОРОВОЕ ПЕНИЕ

Дети часто поют вдвоем, втроем, вчетвером или всей группой и хором выкрикивают различные считалки, мирилки, заклички. Богатый опыт хоровых речевых действий позволит ребенку в дальнейшем легко адаптироваться в сложной жизненной ситуации. И, встраиваясь в важные для него разговоры, четко и связано доносить до собеседников свою точку зрения.

ЗАНЯТИЯ

Каждое занятие - это событие, в котором заняты все дети. И нет равнодушных, потому что взрослый рассчитывает не на пособия, которые он накануне готовил всю ночь, а на способность детей к осмысленности и импровизации. Взрослый так организует занятие, что дети свободно высказывают свои мысли, договариваются друг с другом об условиях выполнения общих заданий, при этом результат их работы всегда непредсказуем.

ПРО ДЕЛА И ПОДЕЛКИ

Дети многое выполняют своими руками: рисуют, шьют, лепят, вырезают, склеивают, выкладывают, конструируют. При этом плоды их труда оценивают не бдительные взрослые, а сами дети. Они ходят в другие группы «в гости» и рассматривают поделки друзей, приглашают к себе и показывают, что у них получилось, что удалось лучше всего, что явилось замечательной находкой. Дети способны обсуждать форму и содержание поделок не критикуя, а ища преимущественное и особенное, подтверждая тем самым свою благожелательность.

МАТЕМАТИКА И ГРАМОТА

Дети не заучивают цифры и буквы, а, встречая звуки и буквы на каждом шагу, сами научаются разбираться в отношениях и значениях величин, пониманию связи между буквой и звуком, цифрой и числом. Разобраться в этом помогут модели специальные схемы и тематические таблицы («Аквариум» и другие), разработанные замечательным советским ученым Евгением Шулешко.

ЧТЕНИЕ И СЛУШАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Взрослые позволяют детям долго слушать один и то же художественный текст, разбираясь в нем через рисование и драматизацию (театрализацию). При этом художественный текст не используется взрослым в нравоучительных целях. Дети будут получать радость от своих открытий, а не от открытий взрослого.

ОБРАЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДРУГ НА ДРУГА

Эту задачу помогает решить игра «Разгадывание картинок». Дети самостоятельно делятся на 2 команды (с помощью ими же придуманного ритуала). Каждая команда выбирает командира (считалкой) и придумывает себе название. Внутри каждой команды распределяются обязанности6 одни придумывают вопросы, другие их задают, третьи собирают ответы. Участники команд задают друг другу вопросы про картинку другой команды, которую они не видели. Затем всей командой обсуждают ответы другой команды и выясняют, что за картинка была у другой команды и рассказывают о ней. В конце игры картинки выставляются. ПРАВИЛА ИГРЫ: Задавать вопросы адресно, обращаясь к сверстнику по имени, сохранять полученные сведения в тайне, задавать вопросы не одному участнику другой команды, а разным детям.

ПРАВИЛО «ПОЛИФОНИИ» или «За 133 зайцами погонишься, глядишь и НАЛОВИШЬ с десяток!

Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания интереснее, чем следовать указанию взрослого, они учатся друг у друга разным способам познания мира и самих себя. Чем больше этих форм и способов познания и взаимодействия межу собой ис окружающим миром, тем интереснее и насыщеннее жизнь пока еще маленького человека, гражданина большой планеты под названием ЗЕМЛЯ!

ПРАЗДНИКИ

В детском саду много поводов и событий, чтобы отмечать праздники. Это праздники не ЗРИТЕЛЕЙ, а активных УЧАСТНИКОВ! Дети, педагоги и родители ВМЕСТЕ поют, танцуют, рисуют, импровизируют, играют, участвуют в спортивных соревнованиях, потому что ГЛАВНОЕ в ПРАЗДНИКЕ - это ЕДИНЕНИЕ ДУШ!

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

Я предлагаем Вам список литературы и ссылки на сайт образовательного портала, которыми вы можете воспользоваться в практике Вашей работы.

· Эл. публ. Возвращение грамотности. Евгений Шулешко[1] ;
Шулешко Е. Е. Понимание грамотности. Книга 1. Условия успеха. СПб, 2011;
Шулешко Е. Е. Понимание грамотности. Книга 2. Метод обучения. СПб, 2011.

· Ершова А. П., Букатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. 3-е изд. М., 2006;
Шулешко Е. Е., Ершова А. П., Букатов В. М. Социо-игровые подходы к педагогике. Красноярск, 1990;
Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр. 2-е изд., М., 2003;
Букатов В. М., Ершова А. П. Хрестоматия игровых приемов обучения. Книга для учителя. М., 2000.

· Юшков А. Н. Психологические особенности становления детской вопросительности на уроках-диалогах в начальной школе / автореф.канд.дис. Красноярск, 1996;
Юшков А. Н. Познавательный интерес и собственное дело детей. СПб, 2013;
Эл. публ.
[2]Познавательный интерес и собственное дело детей

· Ганькина М. В. Грамматическая аптечка. Неотложная помощь в правописании. М., 2010;
Букатов В. М., Ганькина М. В. Режиссура школьной повседневности в невыдуманных рассказах, неожиданных советах и нескучных рекомендациях / Библиотечка «Первого сентября» (6 вып). М., 2006. Эл публ.
[3]

· См., напр.: Соловейчик С. Л. Фрунзенская коммуна: книга о необычной жизни обыкновенных ребят, написанная ими самими. М., 1969;
Воспитание по Иванову / Сб. о методике коллектив. творч. воспитания, разраб. Педагогом И. П. Ивановым / под ред. С. Соловейчика. М., 1989

· См., напр. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Учебное пособие для вузов. М., 1995. - С. 171- 175;
Слободчиков В. И. Событийная образовательная общность - источник развития и субъект образования / Сб. Событийность в образовательной и педагогической деятельности / под ред. Н. Б. Крыловой. М., 2010. С. 5-14. Эл. публ.
[4]

· См. Бабушкина Т. В. Что хранится в карманах детства. 3-е изд. - СПб, 2013

· См. Тубельский А. Н. Школа будущего, построенная вместе с детьми. М., 2012. Эл. публ. [5]


Создано с помощью Webnode
Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать